Биокоррекция
Биокорреккция при аутизме и других нарушениях у детей.

Меню сайта

Социализация детей аутичного спектра

От автора:

Эта статья обобщает мой опыт работы по анализу проблем социализации детей аутичного спектра. Надеюсь, что она поможет родителям найти правильные пути по решению сложнейшей задачи когнитивного развития ребенка, которое приведет его к пониманию взаимодействия окружающего мира

Тамара Кимельман

 

Вопрос социализации детей аутичного спектра волнует всех родителей одинаково и на любой стадии развития их ребенка. Помогая родителям организовать Домашнее АВА, я сталкиваюсь с этой проблемой постоянно. Это первый вопрос, который родители задают мне: Как социализировать ребенка? Какую помощь оказать ему в первую очередь и с чего начинать? Поскольку эта тема очень важная и все в ней заинтересованы, я решила дать некоторые пояснения по данному вопросу и возможно помочь осознать его глубину.

Когда я начинала биомед и диету в 2006 году, мне казалось все просто: мозг освобождается от токсинов, мы стимулируем его развитие с помощью биокоррекции и начнется нормальное развитие ребенка. Нам только стоит что–то показать или привлечь его внимание, и мозг, набирая информацию, будет развиваться спонтанно, как у нормальных детей, накапливая знания и умения. Главное лечить, давать информацию, и ребенок быстро все возьмет.
В действительности, есть небольшой процент детей, который подходит под эту схему, но даже эти дети озадачивают родителей своей социальной неразвитостью, разными поведенческими отклонениями и несговорчивостью. Они как бы не созвучны с окружением и чаще попадают в неприятные ситуации в обществе или дома. Это дети высокофункциональные, интеллектуальные и их проблемы, малозаметные в младшем возрасте, становятся реальной проблемой в старшем возрасте. Родители не могут понять причины такого и думают, что это характер или кризис возраста. Благо нынешние детские психологи богаты на объяснения. Если 50 лет назад все говорили о проблемах подросткового периода от 13 до 15 лет, то сегодня во всех странах только и говорят о кризисах детской психики, начиная с 2–х лет и там есть место для кризиса на каждый год жизни ребенка.
Но с детьми более младшего возраста и сильнее отстающими в развитии родители сами понимают, что есть проблемы и тут на первый план выступает опять потребность в социализации ребенка.
Итак, что бы ни происходило, родители в первую очередь думают о социализации и хотят сделать все для того, чтобы развить ребенка именно в этом плане. Приходя ко мне или в любые другие инстанции, они прежде всего заботятся о том, чтобы этот пункт был включен в работу и тут, конечно, главным выступает работа с ребенком в группе. Действительно, как же еще развивать социализацию, если не обучением в группе? Поскольку домашнее АВА группы не предполагает, то начинаются вопросы о том, ходить ли с ребенком куда–либо.
Итак, старшие и младшие, высокофункциональные и отставшие в развитии, имеют одну и ту же проблему, и имя ей - социализация. Все, от родителей до психологов, видят решение этой проблемы в обучении детей в группе играм, взаимодействию и поведению, но все попытки социализации проваливаются, как у одних детей, так и у других, лишь стоит им оказаться в коллективе нормальных детей. Причем, в худшем положении оказываются дети высокофункциональные, от которых родители ожидают большие успехи и быстрое продвижение вперед. В чем же причина, что делается неправильно?

Моя работа по обучению внучки, работа с профессиональными психологами и свой собственный семилетний опыт в обучении детей на сайте, позволили мне увидеть проблему с другой стороны. Хотя все лежит на поверхности, но поскольку делом в основном занимаются психологи, у которых дети здоровы, то по большей части они сосредотачиваются на приучении детей быть в группе, получать телесный контакт, обнимаясь, и играть, говоря заученные фразы. После таких тренировок дети, приходя на детские площадки, в школы и детские сады, пытаются реализовывать свои желания пообщаться с другими, опираясь на тот опыт, что получили. Вот тут и происходит столкновение с жизнью, в которой нормальные дети имеют бесконечное количество степеней свободы в игре, начальных контактах, они спрашивают что–то свое и этим ставят в тупик «обученных» детей. Контактов не получается, а получаются СТОЛКНОВЕНИЯ, поскольку ставший в тупик ребенок не понимает, что ему надо делать и раздражается, а разозлившись, может проявить агрессию, но никак не сгладить ситуацию. Все это приводит к тому, что нормальные дети не воспринимают таких контактов и социализация не удается.
Проблема состоит в том, что никто не вникает в проблему. Никто не задумывается, что сначала ребенка надо научить понимать ситуацию, в которой он находится. Улучшить его владение речью, чтобы она была не просто связной и подходящей к ситуации, и чтобы ребенок не просто произносил слова, а понимал их воздействие на окружающих и мог выразить СВОИ мысли и эмоции в данную минуту, а не использовать, заготовленные заранее фразы.
Для того, чтобы этого добиться, надо пройти с ребенком весь путь развития от его рождения и до его биологического возраста. Надо понимать, что мозг особого ребенка буквально с самого начала не развивался по нормальному пути, не познавал мир путем наблюдения и подражания окружающим. Введение диеты, добавок освободило мозг от токсинов, но не в возрасте 1–2х месяцев, а гораздо позже. Чаще всего это происходит на пороге 3 –4–х лет, когда у нормального ребенка путем наблюдения и самообучения формируются социальные навыки. Трехлетний ребенок легко различает малейшие оттенки чувств у окружающих, знает своих родных, степени их родства и свое место в иерархии. Умеет владеть собой, если встречает неудачи, умеет хитрить, врать, понять свою выгоду, испытывает любовь, дружбу и ненависть, хотя еще и не отдает себе четко отчета, что это значит. Не даром многие писатели любят собирать выражения детей от 3–х до 5–ти лет. Они отражают многообразие детского восприятия взрослого мира, который преломляется в сознании малыша, поскольку у ребенка еще отсутствует абстрактное мышление и социальный жизненный опыт. Понятия добра и зла, любви и смерти, красоты и уродства, которые связаны не только с человеческими чувствами, но и с укладом общества, в котором живет ребенок, появляются гораздо позже. И несмотря на все это, трехлетний ребенок уже готов стать членом общества. В своих играх нормальные дети подражают окружающему миру, который они наблюдают и анализируют. Проигрывая ситуации друг с другом, дети выступают в роли взрослых и, чтобы продолжить игру, должны уметь взаимодействовать. Они учатся этому в семье, и никто не пишет им сценарии игр, никто не контролирует правильность ответов, это делает жизнь. Не нашли компромисс, поругались или подрались - но они дети и никогда долго не помнят обид, поскольку всегда можно найти другую игру, а вместе весело. Постепенно дети учатся общению и начинают понимать, что ожидается от них. Они готовятся к разным ролям во взрослой жизни и роль родителей тут огромна, хотя они не делают никаких специальных усилий для социализации своих детей, это делает детский мозг самостоятельно. Вот это умение, а не разучивание с детьми игр, дает результаты. Следовательно, нам надо учить особых детей этому умению с самых азов.

Я много раз сталкивалась с детьми очень умными, говорящими распространенными фразами, но НЕ ПОНИМАЮЩИМИ ничего из окружающего мира. Им очень трудно, поскольку никто не видит их проблемы. Ко мне на Домашнее АВА пришла мама с мальчиком 6–лет, который умел говорить, читать, писать, считать и даже играл в шашки, но дома с ним был сущий ад. Он не хотел ничего, требовал невозможного и умел сильно раздражать всех, кто был рядом. Мои программы опираются на АВА, разработанное институтом Ловаса, и я четко понимаю, что проблемные дети не потому ведут себя так, чтобы задеть, а имеют пробелы в понимании ситуции, проблемы в понимании речи. Это трудно себе представить, когда перед тобой ребенок хорошо говорящий, но тот, кто пережил это со своим собственным ребенком, понимает.
Моя программа показалась маме слишком простой, и она несколько усложнила задания и эти усложнения мальчик не понял. В отчете о занятиях она написала, что ребенок не хочет сотрудничать, все время кричит, что ему это не интересно. Мама вступает с ним в полемику, пытаясь призвать к порядку, а ребенок навязывает собственные правила и не желает выполнять простейшие упражнения на имитацию. Вывод, он в ступоре, поскольку не привык слушать и понимать, что от него хотят. Мне пришлось сперва убедить маму убрать ВСЕ ее дополнения к заданиям и начать с упражнений для развития детей 6–8 месяцев с главным упором на имитацию. Результат поразил маму. Когда ребенок наконец понял, что от него хотят, и что сделать это очень легко, надо только внимательно смотреть на маму, дело пошло. Получать вознаграждение за то, что ты можешь сделать легко и просто, очень приятно. Наблюдать за другим и повторять его действия – очень легко, но мозг его НЕ ДОГАДЫВАЛСЯ делать это сам. Когда он понял это простое требование, то все стало элементарно и ребенок получил уверенность в себе и стал использовать это умение, а оно сделало возможным освоить новые. Через 2 года, мальчик успешно пошел в обычную школу и стал самостоятельно работать в классе. Таких детей много и если им не помочь вовремя, то в какой–то момент они остановятся и помочь им будет уже невозможно.
Другой малыш 6 лет, говорящий, спокойный и покладистый, проявлял удивительную «тупость» и не мог запомнить и дать ответы на простейшие вопросы, типа чем ты пишешь, режешь, слышишь. Я никак не могла понять причины этого, пока не дополнила вопросы показом двух предметов для выбора. Когда я увидела в отчете, что ребенок в более чем 40% случаев путается в двух предметах, хотя его устный ответ правильный, то все стало ясно. Ребенок не связывал словесное название с самим предметом и естественно, всегда чувствовал себя неуверенно и путался в ответах. После тренировок по приведению в соответствие названий и предметов, дела пошли намного лучше, и ребенок дальше научился сам запоминать и хранить в памяти названия предметов.

Сейчас, после многих лет работы, я вижу, что каждый ребенок нуждается в обучении и это обучение должно быть осознанным, системным и направленным на социализацию. Но работа в группе - это этап второй, а на первом плане должно быть развитие речи, выполнение заданий на усвоение практических умений. В АВА есть много разных развивающих программ, направленных на это. Но, если АВА идет не на государственном уровне, а его внедряют люди на коммерческой основе, то я практически не видела там хороших результатов. Исключение составляет институт Ловаса, где АВА было разработано, и от них распространяется по всему миру.
В Америке во многих штатах эта программа заменяется на более простые меры, в Германии АВА ведет семейная пара из Америки и их результаты весьма скромные, в Голландии на АВА отводят 1 час в неделю в специализированных садиках, а в России этим занимаются масса центров, где специалисты учились на непонятных курсах и мне показывали толстенные распечатки разных программ, которые непонятно как надо использовать и внедрять. Все эти доморощенные программы направлены на обучение детей сортировкам, чтению, письму, набору фактического материала, и при этом социализация, без которой невозможно ребенку войти в жизнь, заменяется выше названной деятельностью. Никто не пытается даже анализировать и сводить воедино программу, в которой ребенок пройдет все этапы развития и научится самостоятельно набирать знания, понимать мир и видеть его взаимодействие.
За 7 лет работы с детьми сайта, я выпустила многих, которые пошли в школы и прежде всего они научились именно взаимодействию, что помогает им развиваться дальше без АВА.
Я работаю также с неговорящими детьми. Многие из них нашли пути коммуникации с окружением и их успехи радуют меня так же сильно, как и успехи тех, кто пошел в школу. Испытать радость общения для такого ребенка ничуть не меньше важно, чем для всех остальных.

Подводя итог, мне хотелось бы еще раз подчеркнуть, чтобы вы, как родители, понимали, что ваше участие в работе и обучении детей решающее, потому что только вам не безразличны успехи вашего ребенка. Не стоит как можно раньше совать детей в группы, дайте им сперва уровень знаний, багаж, который поможет им успешно заниматься в коллективе.
Внимательно следите за теми программами, по которым работают с вашим ребенком, работайте вместе, чтобы понимать, как и что выучил ваш ребенок. Я считаю, что лучший результат дает именно работа с детьми в семье.


Copyright MyCorp © 2017
Создать бесплатный сайт с uCoz .